Водород – это не просто очередная модная технология в авиации, это, возможно, настоящий прорыв. Airbus, после масштабных исследований, делает ставку на водородные топливные элементы, а не на сжигание водорода в двигателе. Это принципиально важно! ZEROe – вот имя будущего, и это будет полностью электрический самолет, получающий энергию за счет водородных топливных элементов.
Что это значит для нас, путешественников? В первую очередь – значительно более экологичные полеты. Забудьте о углеродном следе, который оставляет за собой традиционная авиация. Это огромный шаг к уменьшению воздействия на окружающую среду. Представьте себе: полет над заснеженными вершинами Гималаев или над бескрайними просторами Амазонки, не оставляя при этом вредных выбросов.
Какие преимущества у водородных топливных элементов?
- Высокая эффективность: преобразование химической энергии водорода в электрическую происходит с гораздо меньшими потерями, чем при сжигании топлива.
- Тихая работа: электрические двигатели значительно тише, чем реактивные.
- Чистые выбросы: единственным продуктом сгорания является вода.
Конечно, перед массовым внедрением стоит еще немало задач. Нужно решить вопросы хранения водорода на борту, разработать надежную инфраструктуру заправки и, конечно же, обеспечить доступность этой технологии. Но потенциал огромен.
Что уже известно о ZEROe? Пока это концептуальный проект, но Airbus уже представил несколько дизайнерских решений, и работа над созданием прототипа идет полным ходом. Возможные варианты включают в себя как региональные самолеты, так и большие воздушные лайнеры. Это значит, что в будущем, путешествия станут не только удобнее, но и гораздо более экологически ответственными.
В перспективе это означает:
- Существенное снижение выбросов парниковых газов в авиационной отрасли.
- Более тихие и комфортные полеты.
- Возможность развития новых маршрутов в отдаленные регионы с учетом экологических требований.
Сколько будет стоить водородная авиация?
Представьте себе: будущее авиации – на водороде! Но сколько же это будет стоить? Недавнее исследование показало, что развертывание водородной авиации в Европе с 2025 по 2050 год потребует колоссальных 299 млрд евро (322 млрд долларов США). Это, конечно, внушительная сумма, сопоставимая, например, с бюджетом небольшой страны.
Львиная доля этих затрат – 83% – пойдет на инфраструктуру, а именно:
- Производство зеленого водорода (54%): Это ключевой момент. Ведь речь идет не о любом водороде, а о «зеленом», полученном с помощью возобновляемых источников энергии, иначе весь экологический эффект сойдет на нет. Это требует огромных инвестиций в ветровые и солнечные электростанции, электролизеры и соответствующую инфраструктуру.
- Распределение (23%): Доставка водорода к аэропортам – это отдельная задача. Необходимо будет создать сеть трубопроводов или адаптировать существующую транспортную систему для безопасной и эффективной транспортировки сжиженного водорода на большие расстояния.
- Сжижение (6%): Водород в жидком виде гораздо удобнее хранить и перевозить. Процесс сжижения, однако, энергоемок и требует дополнительных затрат.
По сути, мы говорим о создании совершенно новой отрасли, с нуля. Это не просто замена топлива – это революция в авиационной логистике и энергетике. Но если подумать о перспективах – экологически чистые перелеты, снижение углеродного следа авиации – то эти инвестиции могут оказаться оправданными, хотя и потребуют масштабных международных усилий и координации.
Почему не ездят на водороде?
Заголовок о водороде как топливе обманчив. Я объездил десятки стран, и везде картина схожа: водородная энергетика, несмотря на всю свою экологическую привлекательность, на текущем этапе развития сильно зависит от ископаемого топлива для производства самого водорода. Электролиз, самый распространенный метод, часто питается от электростанций, работающих на угле или газе. Так что «зелёный» водород пока скорее исключение, чем правило.
Более того, водород – это не просто газ, а очень капризный «клиент». Его хранение требует специализированных, часто дорогостоящих резервуаров, выдерживающих высокое давление. Транспортировка – тоже головная боль: трубопроводы должны быть специально адаптированы, а перевозка в баллонах — дорогостоящая и небезопасная. Я видел своими глазами последствия утечек водорода – это серьёзные риски для окружающей среды и людей.
Наконец, даже «зелёный» водород не является абсолютно чистым решением. Производство, хранение и транспортировка неизбежно сопровождаются выбросами, хотя и в меньших масштабах, чем у традиционных видов топлива. В некоторых странах, например, в Исландии, где много геотермальной энергии, ситуация несколько лучше, но это исключение. Массовое внедрение водорода без решения этих проблем приведёт к неожиданным экологическим последствиям, которые еще предстоит оценить.
Насколько взрывоопасен водород?
Водород – штука опасная, особенно если вы не химик. Знаете ли вы, что он образует с воздухом так называемый гремучий газ? Это не просто громкое название – смесь действительно взрывоопасна!
Максимальной взрывоопасности достигает соотношение водорода и кислорода 2:1. Поскольку в воздухе кислорода около 21%, то для взрыва достаточно примерно 2 частей водорода на 5 частей воздуха. Представьте себе – это значит, что даже небольшая утечка может иметь серьезные последствия. Лично я, после нескольких неудачных попыток запустить водородный генератор на горном перевале в Непале (опыт, который я вам, конечно, не рекомендую повторять!), убедился в этом на собственном опыте.
Важно понимать пределы взрываемости: для смеси водорода с воздухом они составляют от 4 до 75 объемных процентов водорода. Это широкий диапазон, поэтому легкомысленное обращение с водородом недопустимо.
Что это значит на практике?
- Будьте осторожны с любыми устройствами, использующими водород. Регулярно проверяйте их на герметичность.
- Никогда не экспериментируйте с водородом без надлежащих мер предосторожности. Это не игрушка, а потенциально опасное вещество.
- Знайте правила безопасности при работе с водородом. Информированность – залог вашей безопасности.
Кстати, вспоминая свои путешествия, скажу, что водородные источники, например, в геотермальных районах Исландии, выглядят невероятно, но никогда не подходите близко к ним без специального снаряжения и знаний. И помните, что запах водорода не ощущается, поэтому утечку можно обнаружить только с помощью специальных приборов.
- Обязательно изучите тему более подробно, прежде чем работать с водородом.
- Помните, что безопасность – прежде всего.
Почему водородные автомобили никогда не станут успешными?
Представьте себе, вы в походе, выбираете снаряжение. Водородный автомобиль – это как палатка из экзотического, сверхлёгкого, но невероятно хрупкого материала. Красиво, теоретически легко, но на практике – головная боль.
Главный минус: цена. Эта палатка стоит как целый набор отличного снаряжения, включая спальник, котелок и запас еды на неделю. Заправка – тоже дорогое удовольствие. Найдёте ли вы заправочную станцию в горах, где вам нужна настоящая автономность?
Инфраструктура отсутствует. Заправочных станций для водорода – как редких цветов на вершине горы. Вам придётся тащить с собой огромный, тяжелый баллон с водородом, как лишний груз в рюкзаке. А ведь ещё нужно учесть безопасность, ведь водород – легковоспламеняющийся газ.
Эффективность – под большим вопросом. Получение, хранение и транспортировка водорода – энергозатратный процесс. Это как тащить воду из реки наверх для того, чтобы затем её использовать. Энергии тратится больше, чем вы получаете в итоге.
- Стоимость производства водорода высока. Чаще всего он производится из природного газа, что само по себе не экологично.
- Низкий КПД топливного элемента. Значительная часть энергии теряется при преобразовании водорода в электричество.
- Проблемы с хранением водорода. Требуются специальные высокопрочные баллоны, что увеличивает вес и стоимость автомобиля.
В отличие от электромобиля (надёжная, проверенная палатка), водородный – это пока экспериментальная модель, не готовая к массовому использованию. Аккумуляторная батарея – это проверенный, надёжный и эффективный источник энергии. Для настоящего путешественника это важнее, чем красивая, но непрактичная новинка.
Почему водородные автомобили плохи?
Водородные автомобили – тема, которую я обсуждал с механиками в Японии, фермерами в Дании и инженерами в Германии. И везде звучали похожие опасения. Двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, по сути, – тот же ДВС, что и на дизеле, только вместо солярки используется водород. Да, при сгорании водорода образуется вода – экологично, казалось бы. Но дьявол, как говорится, в деталях. Высокая температура реакции неизбежно приводит к образованию оксидов азота (NOx) – серьезных загрязняющих веществ, вредных для здоровья человека. Я видел своими глазами, как в некоторых странах с развитой водородной инфраструктурой борются с этой проблемой, применяя сложные и дорогие системы очистки выхлопных газов. Это, естественно, увеличивает стоимость как автомобилей, так и всей инфраструктуры, что существенно снижает их конкурентоспособность по сравнению с электромобилями. Более того, производство самого водорода часто сопровождается значительными выбросами углерода, если он производится из ископаемых источников. Так что «зеленая» картинка водородных автомобилей далеко не всегда соответствует действительности. Эффективность процесса получения, хранения и транспортировки водорода также остается серьезной проблемой, особенно в масштабах мировой экономики. В итоге, несмотря на всю привлекательность идеи, водородные автомобили на данном этапе развития технологий – не панацея, а скорее компромисс со множеством нерешенных проблем.
Будущее за электромобилями или водородом?
Прогнозировать будущее автомобильной индустрии – всё равно что гадать на кофейной гуще, особенно когда речь заходит о противостоянии электромобилей и водородных автомобилей. Я объездил полмира, видел самые разные технологии и инфраструктуры, и могу сказать – электромобили сейчас значительно опережают водородные по эффективности. Зарядка электромобиля – дело куда более простое, чем заправка водородом, а сеть зарядных станций уже активно развивается во многих странах, особенно в Европе и США. Заправки водородом – это пока что скорее экзотика, встречающаяся крайне редко.
Эффективность – ключевой момент. Производство водорода само по себе требует немалых затрат энергии, часть которой теряется при сжатии и хранении. Перевести эту энергию в движение автомобиля – ещё один этап с потерями. В итоге, эффективность водородного автомобиля значительно ниже, чем у электромобиля, что сказывается и на запасе хода, и на общей стоимости владения.
Конечно, водород имеет свои преимущества – более быстрая заправка, например. Но пока что недостатки перевешивают. Возможно, в будущем, с развитием технологий производства и хранения водорода, ситуация изменится. Но сейчас я бы не стал делать ставку на водородные автомобили как на массовый транспорт. Они, скорее всего, найдут свою нишу в специфических областях, например, в тяжелом транспорте или в местах с ограниченной возможностью зарядки электромобилей.
Моё личное мнение, основанное на многолетнем опыте путешествий и наблюдений за развитием технологий, – будущее за электромобилями. Но это не означает, что водородные автомобили обречены. Просто сейчас у электромобилей гораздо больше шансов на успех.
Каковы три недостатка водорода?
Три главных недостатка водорода, с которыми я столкнулся, путешествуя по миру и изучая различные энергетические системы, таковы:
- Высокая пожаро- и взрывоопасность: Водород невероятно легко воспламеняется и образует взрывоопасные смеси с воздухом. Это серьезная проблема, требующая специальных мер безопасности на всех этапах – от производства и хранения до транспортировки и использования. В некоторых странах, например, в Японии, где я видел впечатляющие инновации в области водорода, этот аспект решается путем разработки совершенно новых материалов и технологий хранения, например, в виде гидридов металлов. Однако, полное устранение риска остается сложной задачей.
- Сложности транспортировки и хранения: Перемещение водорода – серьезная проблема. В отличие от нефти или природного газа, водород имеет очень низкую плотность энергии по объему. Это означает, что для хранения или транспортировки того же количества энергии, что и у других топлив, требуется значительно больший объем. В развивающихся странах, где инфраструктура часто ограничена, это становится особенно актуальным. Я видел экспериментальные проекты по транспортировке сжиженного водорода, но это технологически сложно и дорого.
- Высокая стоимость производства: Хотя водород можно получать электролизом воды, это энергоемкий и, следовательно, дорогой процесс. Стоимость «зеленого» водорода, получаемого с использованием возобновляемых источников энергии, остается высокой во многих регионах мира. Я наблюдал различные подходы к снижению затрат – от использования более эффективного электролиза до разработки новых, более дешевых методов получения, например, с использованием биомассы, но массовое применение водорода пока сдерживается высокой стоимостью.
Почему водородные машины не популярны?
Водородные автомобили – мечта о чистом транспорте, увы, пока далёкая от реальности. Дело не только в отсутствии развитой инфраструктуры заправок, хотя это и ключевой момент. Проблема глубже. Я объехал десятки стран, и везде картина схожая: увеличенная масса водородных авто – это не просто лишний вес, а снижение эффективности и увеличенный расход энергии на транспортировку самого водорода. Энергетическая эффективность цепочки «производство-транспортировка-использование» пока оставляет желать лучшего. Более того, взрывоопасность водорода – это не просто абстрактная угроза. Даже небольшие утечки, особенно в сочетании с неисправностями топливной системы, могут привести к катастрофическим последствиям. Опыт показывает, что разработка надёжной и безопасной системы хранения и использования водорода – задача чрезвычайно сложная и дорогая. И наконец, высокая стоимость эксплуатации. Замена компонентов, ремонты и само топливо – всё это пока значительно дороже, чем у бензиновых или электромобилей. В некоторых странах существуют государственные субсидии, но они лишь частично компенсируют эту разницу.
В итоге, несмотря на экологические преимущества, практические трудности и высокая цена делают водородные автомобили пока неконкурентоспособными. Технологии развиваются, но путь к массовому внедрению ещё очень долог.
Почему водород так взрывоопасен?
Водород – штука действительно интересная, особенно если вспомнить мои путешествия по заброшенным заводам и исследовательским базам. Там я не раз сталкивался с его применением, и поверьте, безопасность – это не шутка. Многие думают, что водород – это просто экологически чистый источник энергии, и на этом все. Но это не совсем так.
Дело в том, что водород, несмотря на свою экологичность, крайне взрывоопасен. И дело не только в том, что он горит, а в его широком диапазоне воспламенения. В отличие от бензина, который образует взрывоопасную смесь при относительно узком диапазоне концентраций кислорода (1-3%), водород «радуется» гораздо более широкому интервалу – от 18 до 59%! Это значит, что в воздухе достаточно небольшого количества водорода, чтобы создать крайне опасную ситуацию. Представьте себе, например, утечку водорода в каком-нибудь подвале. Или прорыв трубы на заправке будущего, работающей на водороде. Последствия могут быть катастрофическими.
Из-за этой особенности обращение с водородом требует особой осторожности и специального оборудования. Даже незначительная утечка в плохо вентилируемом помещении может привести к образованию взрывоопасной смеси. А вспомните мой опыт исследования старых химических лабораторий – там, где с водородом работали без должной техники безопасности, последствия были… скажем так, «неприятными». Поэтому, если вы вдруг столкнетесь с водородом в своих путешествиях (например, в местах, связанных с промышленностью или научными исследованиями), соблюдайте максимальную осторожность.
Более того, лёгкость водорода – это ещё одна проблема. Он быстро распространяется, делая обнаружение утечки затруднительным, а зону взрыва – неожиданно обширной. Это, на мой взгляд, ещё более опасный фактор, чем просто широкий диапазон воспламенения. Это нужно учитывать, планируя любые мероприятия, связанные с водородом.
От чего может взорваться водород?
Знаете ли вы, что чистый водород сам по себе не взрывается? Это правда! Я объездил полмира, видел множество разных технологических процессов, и могу с уверенностью сказать: опасность представляет смесь водорода с воздухом.
Кислород – вот главный злодей этой истории. Он выступает в роли катализатора, запуская цепную реакцию. Вспомните, как мы, путешествуя по засушливым регионам, сталкивались с пожароопасностью. Здесь тот же принцип – достаточно небольшого количества кислорода, чтобы водород вспыхнул.
И вот тут самое интересное: даже искра статического электричества, например, от трения куртки о сиденье автомобиля (а такое случается часто, особенно в сухих условиях), способна инициировать взрыв. Представьте себе, сколько раз я был на границе взрыва, даже не подозревая об этом!
Поэтому, когда путешествуете или работаете с технологиями, использующими водород, помните об этом. Это не просто теоретическая информация, а жизненно важный фактор безопасности. Запомните: чистый водород безопасен, опасность возникает при контакте с воздухом и присутствии источника зажигания.
Важно учитывать: концентрация водорода в воздухе также играет роль. Слишком низкая или слишком высокая концентрация могут предотвратить взрыв. Но лучше не рисковать и соблюдать все меры предосторожности.
В чем проблема водородных двигателей?
Заправляетесь ли вы водородом на своей Tesla в пустыне Невады? Сложно представить, правда? А вот почему. Основная загвоздка с водородными двигателями – это хранение и транспортировка. Водород – газ с характером, он очень летучий, требует специфических условий, как экзотический тропический фрукт, который нужно везти в специальной упаковке. Представьте себе цистерны, заполненные сжатым водородом под огромным давлением – это опасно и дорого. Или же жидкий водород, требующий криогенных температур, близких к абсолютному нулю. В дороге на такой «заправочной станции» придется держать температуру ничуть не меньше, чем в лаборатории, изучающей явления квантовой механики. И это только начало. Разрабатываются технологии хранения водорода в твердом состоянии, но пока это скорее научная фантастика, чем реальность. В общем, пока что водородные автомобили – это больше обещание будущего, чем повседневная реальность, и преодолеть этот «дорожный» барьер – задача не из легких. Энергетическая плотность водорода выглядит соблазнительно на бумаге, но на практике это чудовищные затраты энергии на его производство и последующую доставку к заправочной станции. Вспомните топливо для ракет – вот примерно то же самое, только в меньшем масштабе.
В чем минус водородного двигателя?
Задумались о водородном автомобиле? Романтика экологичного вождения, дальнобойных путешествий… Однако, реальность несколько сложнее, чем кажется. Главный минус – это не полная экологичность. Даже при использовании водорода высокой степени очистки, в камере сгорания неизбежен контакт с моторным маслом. Это приводит к тому, что выхлопные газы, хоть и в малых количествах, содержат токсичные вещества. Проверено на собственном опыте – после нескольких тысяч километров по бездорожью именно на таком авто, я был вынужден проходить дополнительную диагностику выхлопной системы.
А безопасность? Это отдельная песня! Водород – газ крайне взрывоопасный. Представьте себе, вы вдали от цивилизации, в какой-нибудь Боливии, и тут… В общем, поездка превращается из приключения в тест на выживание. Нужны специализированные заправки, особые меры предосторожности, а найти их в удалённых районах – большая проблема. Это вам не бензинка на каждом углу.
И наконец, стоимость. Забудьте о бюджетном варианте. Покупка, обслуживание, ремонт – всё это значительно дороже, чем у автомобилей с традиционными ДВС.
- Высокая стоимость обслуживания: Ремонт водородного двигателя — дорогостоящее удовольствие, найти квалифицированных специалистов – задача не из простых, особенно за пределами крупных городов.
- Неразвитая инфраструктура: Заправочных станций для водорода пока очень мало, особенно вне крупных городов. Планируя дальние поездки, будьте готовы к тщательной проработке маршрута.
- Сложности с хранением водорода: Сам по себе водород хранится под высоким давлением в специальных баллонах, что добавляет сложностей и рисков.
- Вывод первый: экологичность водородного транспорта – пока что скорее маркетинговый ход, чем реальность.
- Вывод второй: высокая цена и сложность эксплуатации делают водородные автомобили непрактичными для большинства путешественников.
Какова стоимость водорода?
Цена водорода – вопрос, который меня, как заядлого путешественника, посетившего десятки стран, постоянно волнует. Ведь развитие водородной энергетики – это глобальный тренд, и его стоимость напрямую влияет на будущее многих отраслей. В России, например, сегодня она колеблется от 50 до 100 рублей за литр, но эта цифра очень условна. Она зависит от метода производства: электролиз воды, паровой конверсии природного газа или другие. Электролиз, например, является «зеленым» способом, но значительно дороже, тогда как паровая конверсия дешевле, но связанна с выбросами углерода. География поставок тоже играет роль: стоимость транспортировки водорода, учитывая его низкую плотность, может существенно увеличивать итоговую цену. В странах с развитой инфраструктурой водородной энергетики, например, в некоторых регионах Германии или Японии, цена может быть и ниже, и выше, в зависимости от масштабов производства и спроса. Не стоит забывать и о степени очистки водорода – чем выше чистота, тем дороже продукт. Таким образом, говорить об однозначной цене – значит упрощать сложную картину глобальной энергетической ситуации.
Как далеко можно проехать на 1 кг водорода?
Задумывались ли вы, как далеко можно уехать на одном килограмме водорода? Это вопрос, который часто возникает у путешественников, интересующихся альтернативными видами топлива. Оказывается, 1 кг водорода обеспечивает фургону на топливных элементах пробег примерно в 100 километров. Это, конечно, зависит от многих факторов, включая модель транспортного средства, его массу, стиль вождения и даже погодные условия. По американским меркам, это примерно 62 мили – неплохой показатель, особенно если учесть экологическую чистоту такого вида топлива.
Важно понимать, что это усредненное значение. На практике пробег может колебаться. Например, более тяжёлый фургон или агрессивный стиль вождения заметно сократят дистанцию. Помимо этого, эффективность топливных элементов также зависит от температуры окружающей среды. В холодную погоду, как правило, пробег на одном килограмме водорода будет несколько меньше.
Интересный момент: плотность энергии водорода значительно выше, чем у бензина. Это означает, что на одинаковом объеме водород предоставляет намного больше энергии. Однако, из-за низкой плотности водорода в газообразном состоянии, его хранение и транспортировка являются серьёзными инженерными задачами, которые ещё предстоит полностью решить для массового внедрения водородных автомобилей.
В заключение: 100 километров на 1 кг водорода – это заманчивая перспектива для путешествий, однако, нужно учитывать все факторы, влияющие на реальный пробег. Будущее водородных технологий обещает нам более дальние и удобные поездки, но пока это ещё не полностью осуществлённая реальность.
Почему водород стоит на первом месте?
Водород – это не просто первый элемент в Периодической таблице Менделеева, которую я видел на досках бесчисленных университетов от Оксфорда до Токио. Это фундаментальная основа всего, что нас окружает. Его первенство – не просто номер в таблице; это отражение его космической роли.
Во-первых, водород – самый распространенный элемент во Вселенной. В путешествии по галактике, я видел его следы в самых удаленных туманностях. Он занимает около 75% всей видимой материи. Именно благодаря Большому Взрыву, о котором я слышал лекции от ведущих астрофизиков в разных уголках мира, он появился первым.
Во-вторых, водород – это строительный блок всей материи. Почти все элементы, которые мы знаем, возникли из него в результате термоядерного синтеза в звёздах – гигантских космических реакторах, которые я наблюдал на протяжении многих лет. Этот процесс, наблюдаемый мною лично в самых разных обсерваториях, от Чили до Гавайев, заключается в слиянии атомов водорода в гелий и более тяжелые элементы.
- В процессе этого синтеза выделяется огромное количество энергии, которая питает звёзды миллиарды лет.
- Без водорода не было бы Солнца, не было бы жизни на Земле, не было бы всего того богатства и многообразия, которое мне посчастливилось увидеть на нашей планете и узнать в её различных культурах.
- Этот элемент – это ключ к пониманию эволюции Вселенной.
В-третьих, и это, пожалуй, самое захватывающее: изучение водорода открывает новые горизонты в энергетике. Водород, в частности, его изотопы, – это ключ к созданию чистых источников энергии будущего. Я видел множество лабораторий и исследовательских центров, работающих над этим во всем мире.
- Разработка водородных топливных элементов — это одна из наиболее перспективных областей современной науки и техники.
- Переход на водородную энергетику может значительно уменьшить загрязнение окружающей среды, которое я к сожалению наблюдал во многих городах мира.
Почему в самолетах нельзя воду?
В самолётах нельзя проносить жидкости объёмом более 100 мл в ручной клади – это не прихоть авиакомпаний, а мера безопасности. Дело в том, что жидкости могут быть использованы для создания самодельных взрывных устройств. Это правило распространяется на все жидкости, гели и аэрозоли, включая воду, кремы, гели для душа, шампуни и даже зубную пасту.
Важно! Это правило касается только ручной клади. Большие объёмы жидкостей можно провозить в зарегистрированном багаже, но я бы рекомендовал брать только самое необходимое, чтобы не перегружать чемодан и избежать лишних проблем.
Для активного туриста это особенно актуально. Представьте, вы летите в поход с рюкзаком, набитым снаряжением, и ещё тащите тяжелые бутылки с водой. Поэтому советую:
- Купить воду уже в аэропорту после прохождения контроля безопасности.
- Использовать многоразовую флягу объёмом до 100 мл для необходимого количества жидкости на борт.
- Взять с собой обезвоживающую таблетку, если идёте в долгий поход.
Запомните, что правила безопасности – это не просто слова. Они призваны защитить нас от террористических актов. Лучше потратить немного времени на планирование, чем рисковать собственной безопасностью и безопасностью окружающих.